В подростковые времена я раз в неделю ходила на йогу. Занятия, в общем-то, можно смело клеймить "детскими", но долгое время они являлись для меня неплохим подспорьем, где и физически, и эмоционально - разгрузка.
Однажды наша тренер, Галина, выдала каждому по листочку бумаги и яркому маркеру. И попросила написать одно слово, только одно слово - то, чего больше всего нам в жизни сейчас не хватает. Я вывела грустно: "ПОКОЙ".
Не помню, к чему была приурочена эта практика, что нам объясняли после, но помню, как Галина, улыбаясь своей неизменной широченной улыбкой просвященного, сказала: "Покой - это Шанти. Ом Шанти, Лиза".
***

В четверг мы были в гостях у Елены Юрьевны - бывшей учительницы физики, уволившейся одно учебное полугодие тому назад. Никто из нас до самого последнего момента не воспринимал всерьез ее приглашение, но звезды сошлись, и мы купили большой йогуртовый торт, ставший гарантом: да, кажется, идем.
Нас было четверо. Марьям с Ариной опоздали, и потому я в жуткой спешке пыталась найти нужный подъезд, злобно размахивая йогуртовым тортом; Е.Ю. писала смс с вопросительными знаками, на улице была - неожиданно - жара.
Долго мялись перед дверью, Марьям все пыталась заранее придумать темы для разговора, наконец - звоним. Страшная дверь открывается, нас приветствует Елена Юрьевна и маленький той-терьер. Собака заливается недобрым испуганным лаем, Е.Ю. машет рукой (заходите!) и прикрикивает на питомицу: "Ну, Шанти! Прекрати!"

разговорные обрывки

Вечером я пришла домой и накатала две страницы вступительного эссе. Всего-то и надо было приютить на коленях богиню спокойствия.

***

Наверное, Елена Юрьевна - мой учитель. Об этом мы тоже говорили: каждому - свой преподаватель и, думаю, я своего нашла. Чем-то мы с ней едва уловимо похожи: в каких-то жестах, фразах, мнениях. Глядя на нее, я вижу того человека, кем я могу стать, если выберу тернистый учительский путь. Возможно, я буду мягче, терпимее; более флегматичной, что ли, сдержанной. Но сути это не меняет: я почти вижу себя, нумерующей учебники и до ночи составляющей опорные конспекты; почти слышу вот это ужасное: "Не разочаровывай меня!"
Однако есть кое-что, в чем я от Е.Ю. кардинально отличаюсь: она очень сильная. Сложно объяснить, в чем именно заключается эта сила, но каждый, кто находился с ней рядом хотя бы раз в жизни, меня поймет: это какая-то особенная энергетика. Сила отражается в ее позе, в ее внешности (горящие глаза, морщин нет, а сколько ей? 50? 52?), во всем, что она делает. Ссора с директором? Уволилась. Набрала учеников для репетиторства. Пошла на курсы латышского. Выбрала другую школу. Она говорит, что не ощущает себя ни старой, ни малоэнергичной - наоборот: кажется, начался новый жизненный этап. Здорово, интересно.
И вот я бы, наверное, так не смогла. Не знаю, является ли это качество приобретенным или врожденным, но, кажется, я по природе - не реформатор. Рассуждать о том, как сделать школу лучше, можно бесконечно долго, но вот действительно брать и делать - кто на это способен? А работать там, закрывая глаза на все, что творится кругом, я, как и она, не смогу.

Но в любом случае.

Я не знаю, как сложится моя жизнь, и это просто замечательно. Я не знаю, смогу ли я стать такой же сильной (в этом энергетическом смысле), как и она, буду ли такой же умной и классной во всех отношениях.
Но да, мне бы того хотелось. И не так важно, буду ли я при этом стоять у доски.
 

@темы: lytdybr, через тернии в Питер, портреты